В век цифрового телевидения и компьютеризации чтение, казалось бы, отходит на второй план. Но интеллектуально развитый взрослый никогда не позволит сделать это для своего ребенка.
Вправе ли мы (взрослые) винить ребенка в нежелании читать? Назовем основные причины нежелания ребенка браться за книгу:
1. Трудность (в силу индивидуальных психологических особенностей).
2. Нет достойного примера для подражания.
3. Загруженность.
4. Зависимость (компьютерная, употребление ПАВ (психоактивных веществ), от субкультурных объединений, игровая).
Первая встреча человека с книгой происходит в семье. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении.
Отсутствие потребности в чтении у взрослых – следствие несформированности ее с раннего детства.Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.
Что такое с нами происходит? Отчего мы перестали читать?А проблема в том, что в семье теряются семейные, культурные ценности. Как их возродить?
1. Наблюдать за ребенком: замечать его индивидуальные особенности.«Нет двух одинаковых детей» (В. Завьялов). Каждый ребенок – уникум. Родителям необходимо учиться анализировать все действия и поступки своего чада, особенно, если тот или иной поступок не устраивает родителей.
2. Развивать умения наблюдать у самого ребенка. При помощи развития хотя бы одного из интересов, вы обязательно привьете такую важную потребность, как любознательность. Конечно, дети могут удовлетворить любознательность и в интернете и на улице, но задача взрослых наряду с этим - научить ребенка находить ответы на свои вопросы и в книгах. Тем более, что поход в книжный магазин не менее интересен, чем смотреть мультики по телевизору.
3. Наладить в семье глубокий психологический контакт. Если у вас между домочадцами взаимоотношения доверительные, то для детей очень важна точка зрения любого из родственников. Впрочем, также и точка зрения даже самого маленького из детей учитывается. Обсуждайте в семье прочитанное за день, неделю, месяц; устраивайте театрализованные представления, концерты. Таким образом, вы повысите самооценку своего ребенка, а также научите отстаивать свою точку зрения, что немаловажно в наш технический век.
Зульфира Хабирова,
социальный педагог СП «Пеликан»
С этими и подобными вопросами вы можете обратиться к психологу в МКУ Центр «Родник» СП «Пеликан».
Предварительная запись по телефону 342-26-90 ул.Зорге, 42; 315-41-13 ул.Сибиряков-Гвардейцев,3; телефон горячей линии 342-07-93, в понедельник и пятницу с 11.30. до 15.30.