1 мая – 70 лет (1943) со дня рождения завода «Тяжстанкогидропресс»

3 мая 2013
1 мая –  70 лет (1943) со дня рождения завода «Тяжстанкогидропресс»
Решение Совнаркома СССР о строительстве завода расточных станков в Новосибирске было принято 4 сентября 1939 года. В октябре того же года на левом берегу Оби за Новосибирском, на пустыре между речкой Тулой и Новокузнецкой железнодорожной веткой Новосибирский облисполком отвёл площадку под новый завод и жилой посёлок для его будущих тружеников.

На стройку пришла молодёжь из ближайших деревень. Развернули земляные работы: рыли канавы, вручную изготавливали бетон и закладывали фундаменты первых цехов. Основной инструмент – лопата, кирка, носилки и кувалда.

В зимнее время, а морозы тогда доходили до минус 50 градусов, при рытье котлована землю откалывали большими глыбами, которые приходилось разбивать киркой и кувалдой. Много проблем возникло с бетонированием фундамента: подготовленный бетон схватывался за считанные минуты. Чтобы он не замерзал, над канавами устраивали перекрытия из рубероида.

Несмотря на отсутствие техники, квалифицированной рабочей силы и даже утверждённого проекта, стройка начала свою жизнь.

Но началась война. Почти все строители ушли на фронт в июне – июле 1941 года. На стройке наступило временное затишье. Однако, несмотря на войну, пришло время и для восстановления разрушенной промышленности.

 Из состава Наркомата тяжёлого машиностроения был выделен Народный комиссариат станкостроения СССР. Первым наркомом назначили Александра Илларионовича Ефремова. Среди первых решений – от 16 мая 1942 года – нарком станкостроения подписал приказ: «Организовать на базе строительства Новосибирского завода расточных станков завод тяжёлых и расточных станков, подчинённый непосредственно наркомату.

Директором и начальником строительства Новосибирского завода тяжёлых и расточных станков назначить товарища Полякова Дмитрия Ивановича».

Приказом от 19 августа 1942 года предприятию присвоили имя «Тяжстанкогидропресс». В октябре 1942 года в Новосибирск эвакуируется краснодарский станкостроительный завод имени Седина. Он стал восстанавливаться на строительной площадке завода расточных станков.

Зимой 1942 – 1943 года в Новосибирск нескончаемым потоком шли эшелоны с оборудованием эвакуированных заводов. Для разгрузки вместо месяцев отводились дни и даже часы. Отработав 12 – 14 часов на строящемся заводе, люди шли на железную дорогу. Им бы отдохнуть после напряжённой смены, а они шли на разгрузку. Не могли не идти – больше некому. Время сжималось в упругую пружину, так же и люди собирали волю, все физические силы для необходимого всем рывка – строить, строить завод, нужный стране.

Строители стремительно возводили промышленные объекты. Подготовленный пролёт литейного цеха стал первым производственным участком. Станки вручную втаскивали в только что выстроенное помещение, устанавливали на временные фундаменты и тут же запускали в работу. В декабре строители скоростными темпами завершили работы в чугунолитейном цехе.

Памятным стал самый последний 31-й день декабря. Не новогодняя ёлка была подарком. Подарок строители и литейщики сделали для себя и всего небольшого коллектива завода – «сварили» первый чугун. Первая плавка ушла на отливку памятной плиты. Это ли не подарок! Это ли не победа!

Трудно представить, что от момента возобновления строительства до выпуска первой продукции прошёл всего один год. Кадровым ядром предприятия стали специалисты Ленинградского, Краснодарского и Краматорского станкозаводов, эвакуированные вместе с оборудованием и техдокументацией в Новосибирск. Конструкторы и технологи в одном из бараков занимались разработкой проектов, технологии обработки деталей станков и прессов, готовили техническую документацию для будущего производства. И вот – новая победа!

1 мая 1943 года собрали гидравлические прессы ГУ100. Именно этот момент считается рождением завода. Завод продолжал строиться и выпускать всё усложняющуюся продукцию.

К 1945 завод всё ещё представлял строительную площадку: рыли котлованы, возводили производственные корпуса, монтировали технологические линии, конструировали и выпускали сложное оборудование. Послевоенные годы. Перед заводом стоят задачи освоения выпуска станков с дистанционным и программным управлением, ввод в строй новых мощностей производства и строительства жилья.

Вот что писала областная газета «Советская Сибирь» летом 1947 года: «Завод «Тяжстанкогидропресс» не относится к числу тех предприятий, биография которых исчисляется десятилетиями… Завод вырос на приобском левобережье в 3 – 4 последних года. И несмотря на свою молодость, уже превратился в мощный завод заводов. Рабочие и специалисты предприятия освоили выпуск первоклассных машин».

С 1951 года завод полностью перешёл на выпуск станков и прессов собственной конструкции, и страна освободилась от зависимости зарубежных поставок. Первая станочная продукция новосибирских станкостроителей начала отгружаться на экспорт. Среди импортёров – Англия, ФРГ, Франция, США, Канада, Италия и другие, всего 26 стран.

Постановлением Совета Министров СССР от 29 ноября 1951 года в память бывшего первого наркома и Министра станкостроения с 1 декабря 1951 года заводу присвоено наименование «Новосибирский завод «Тяжстанкогидропресс» им. А. И. Ефремова».

1950-е годы стали для завода важным этапом в развитии и становлении. На предприятии освоили свыше 30 моделей новых тяжёлых машин, наладили производство наиболее необходимых стране станков и прессов.

28 июля 1959 года в Новосибирск прибыл вице-президент США Ричард Никсон. Сразу с аэродрома эскорт машин направился на завод имени Ефремова. Экскурсию по родному предприятию, на котором он проработал 17 лет, проводил главный инженер завода Ганенко. Похвастаться было чем: – Не так давно мы покупали в Англии подобные станки. А теперь английская фирма просит нас продать ей этот станок. Англичане продолжают делать прежние станки, а мы уже, как видите, создали новейшую, более современную модель. Переходя из цеха в цех, Никсон вдруг заинтересовался одним из плакатов, на котором были написаны обязательства завода по семилетнему плану. «Они уже устарели, – пояснили ему заводчане, – вначале предполагали увеличить производство в 1,7 раза, а теперь считаем возможным увеличить его вдвое».

Никсон не упускал случая побеседовать с рабочими. Анатолий Усольцев, Виктор Неупокоев рассказали вице-президенту, что они без отрыва от производства продолжают учёбу: кто в техникуме, кто в вечерней школе…

1960-е годы характерны расширением производственной, технической и научной базы. Многие машины не имели аналогов в мире. Новосибирцы первыми в стране внедрили программное управление от магнитной ленты.

1968-й год – год 25-летия завода – насыщен международными деловыми переговорами и контактами. Зарубежные партнёры стали частыми гостями новосибирских станкостроителей.

1970-е годы ознаменовались переходом на новое поколение станков с числовым программным управлением, выпуском уникальных технологических комплексов типа «Обрабатывающий центр». Комплекс НС33Ф2 мог производить по управляющей программе разнообразные фрезерные, сверлильные и расточные работы; нарезку крупной резьбы, растачивание отверстий диаметром до 3800 мм в корпусах турбин. Следует отметить, что 400-тонный агрегат включал пять изобретений, защищённых авторскими свидетельствами.

1980 – 1990-е годы. Требуется экономичная технология, автоматизация трудоёмких процессов, сокращение трудозатрат и сроков изготовления продукции. Машины с маркой «Тяжстанкогидропресс» должны быть наукоёмкими, компактными, качественными и надёжными, отвечать запросам современного производства. Испытание рынком предприятие прошло успешно. Сохранён основной профиль продукции, квалифицированные кадры, коллектив.

Сегодня на предприятии трудится новое поколение ефремовцев, которое продолжает традиции выпуска высококачественных, надёжных, отвечающих изменившимся требованиям отечественной и зарубежной промышленности станков и прессов.